ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Девушка с фарфоровыми глазами

Желая почтить Мариуса Петипа в год его двухсотлетия, хореограф создает спектакль по мотивам гениальной балетной комедии «Коппелия» Сен-Леона. Но она создает философскую транскрипцию текста Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Песочный человек». О мужском начале, о жизни глазами мужчины, о том, как этими глазами искажается счастье, и о том, как женщина печет блинчики. Как можно утренний кофе превратить в самый эсхатологический и беспросветный кошмар. О том, как танцоры современного танца могут совершенно передавать импульсы, как могут говорить о фатуме и совершенстве, о бесконечности и беспросветности, только двигаясь...
Хореограф-постановщик: Татьяна Баганова
Композитор: Артем Ким
Художник: Ольга Паутова
Художник по свету: Максим Сергачев
Художники по костюмам: Ольга Паутова, POMELOV
Флорист: Ирина Завадская
Продолжительность: 65 минут
16+
  • Спектакль — победитель конкурса «Новый театр» Благотворительного Фонда Михаила Прохорова

  • Спектакль поставлен при поддержке Фонда Михаила Прохорова и Международного фестиваля искусств «Дягилев. Постскриптум»

  • Премьера: ноябрь 2018 года, Екатеринбург, Театр юного зрителя (Большая сцена) и в рамках фестиваля «Дягилев. Постскриптум» на сцене театра «Балтийский дом» (Санкт-Петербург)

  • Премия областного конкурса и фестиваля «Браво!» («Лучшая работа художника в музыкальном театре»), диплом Ассоциации театральных критиков.
Ежели существует темная сила, которая враждебно и предательски забрасывает в нашу душу петлю, чтобы потом захватить нас и увлечь на опасную, губительную стезю, куда бы мы иначе никогда не вступили, - ежели существует такая сила, то она должна принять наш собственный образ, стать нашим «я», ибо только в этом случае уверуем мы в нее и дадим ей место в нашей душе, необходимое ей для ее таинственной работы.
Эрнст Теодор Гофман, Песочный человек

Из отзывов зрителей:
Мы привыкли, что глаза - это зеркало души. Нет, мы глазами видим то, что хотим видеть. Они зеркало настолько, чтобы в реальности видеть, что нам хочется. Видеть химеру. Считать за правду механическую куклу. В случайности, подкинутой Коппелиусом, "прозреть" всю истину жизни. Видеть механическую правильность движений и считать, что это и есть счастье. И закончить жизнь, скинувшись через парапет.

Татьяна Баганова - гениальный читатель. И гениальный балетмейстер. Желая почтить Мариуса Петипа в год его двухсотлетия, она создает спектакль по мотивам гениальной балетной комедии "Коппелия" Сен-Леона. Но она создает философскую транскрипцию текста Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Песочный человек". О мужском начале, о жизни глазами мужчины, о том, как этими глазами искажается счастье, и о том, как женщина печет блинчики. Как можно утренний кофе превратить в самый эсхатологический и беспросветный кошмар. О том, как танцоры современного танца могут совершенно передавать импульсы, как могут говорить о фатуме и совершенстве, о бесконечности и беспросветности, только двигаясь... О, Боже, как двигаясь! В этом танце есть идеальная стопа, пластика, недостижимая смертными. Услада не только глаз, но души зрителя.

Что нужно сделать перед просмотром спектакля "Девушка с фарфоровыми глазами" театра "Провинциальные танцы":

1. Просто понять, что жить в одном городе и в одном времени с Татьяной Багановой и ее танцовщиками - счастье. Оно дано. Живите с этим.
2. Прочесть "Песочного человека" Гофмана; если читали, перечитать. Примерить к своей жизни. Понять, что: любовь заблуждение; что мы игрушка в руках великого механика и великого оптика; понять, что есть мрачный хаос, который всегда властвует над твоей жизнью и ему нужно покориться; осознать, что глаза обман; что глаза (как и любые чувства) - всё; умереть; любить.
3. Вспомнить все последние премьеры к 200-летию Петипа и забыть. Это того не стоит.
4. Этот пункт не обязателен. Послушать песенку Вертинского "Китайская акварель": "и вот мне приснилось, что сердце мое не болит, оно колокольчик фарфоровый в желтом Китае..." Вам кажется, что ваша женщина с фарфоровыми глазами? Вы просто не так смотрите на вашу женщину. Это у вас глаза фарфоровые. Бросить все и поехать к ней.
Спектакль о любви и всё в этой жизни о любви. Ну и о фатуме.
Алексей Глазырин

Лейла Гучмазова, "Российская газета"
Терпкое одиночество человеческой личинки цепляет эмоции гораздо больнее милой балетной гофманианы с ее механической куклой и одиноким от ума Коппелиусом.

Татьяна Кузнецова, "Коммерсантъ"
...в XXI веке идеалистический бред героя Гофмана кажется устаревшим, и Баганова трансформирует новеллу. В ее спектакле все — и живая Клара, и марионетки-Олимпии, и пять Натанаэлей — оказываются игрушками Коппелиуса, зловещего персонажа в черном плаще и с шахтерской лампочкой во лбу. Все современные люди — объекты манипуляций, оболваненные медиа, опутанные общепринятыми стандартами и правилами: эту мысль Татьяна Баганова и ее соавторы проводят настойчиво и убедительно.