Этот носорог страдает от любви и тоскует по родине
Федерико Феллини, «И корабль плывет»
кадр из фильма «И корабль плывет»
Названием и центральным образом спектакль обязан комментарию Ольги Седаковой к фильму Федерико Феллини. И напоминает о том, как трактовал ее сам итальянский режиссер – это «темная и подсознательная сторона себя самого». «Ее нужно найти, извлечь на свет (как носорога из трюма) – и помириться, даже подружиться с ней»,– пишет Седакова. <...> Отсюда начинается наше путешествие – сюжетное, на корабле с прахом великой Эдмеи (оперной дивы в фильме, балетной этуали в спектакле) и метафорическое – в пространства социальные, в толщу истории и современности, в глубину катастрофы. <...> Встреча с этой темной стороной, ее осознание – и есть символическая цель путешествия.
Мы – часть носорога, но он не определяет нас целиком. Мы жаждем свободы, но питаемся его молоком. Этот парадокс кажется неразрешимым, ведь носорог так тяжел, а свобода так эфемерна. Но именно здесь нам на помощь приходит танец, выводящий физическое усилие в измерение символов и метафор. И наш носорог танцует.
Cкажете, такого не может быть? А вы пытались вообразить? (критик Олег Зинцов)